Должен ли турагент возвращать деньги при аннуляции тура?

После терактов на Шри-Ланке МИД РФ выступил с заявлением о нежелательности поездок в страну. Это является основанием для расторжения договора о реализации турпродукта с возвратом туристом полной стоимости. Кто должен возвращать деньги при этом не указывается, но первые, к кому обычно в этом случае отправляются туристы с требованием возврата, — это турагентства.

Турагент — непосредственный продавец туристического продукта, но по закону и по смыслу, он является агентом, то есть тем, кто выступает от имени и поручению другого юридического лица — Туроператора. Так кто должен возвращать деньги и должен ли?

Аннуляции туров производится только после получения письменного заявления от туриста. При этом письма туриста с различными формулировками «заявление о расторжении договора» или «претензия с требованием возврата денежных средств и расторжении договора» являются основанием для аннулирования тура у туроператора, поскольку содержат волеизъявление туриста на отказ от совершения путешествия.

После получения подобного заявления турагентство отправляет письмо на имя оператора об аннуляции тура, прикладывая к нему заявление от туриста. Что происходит дальше — обычно туроператор не отвечает и тянет с ответом или с возвратом? Турист нервничает, чувствует себя «брошенным» и обращается в суд, требуя от турфирмы ещё и компенсации морального вреда и услуг юристов.

Турфирмы не несут ответственности за решения государственных органов. Наличие угрозы в Шри-ланке (или любых иных ЧП) не вина турагента или туроператора. Угроза никак не связана с действиями агента или оператора.

Согласно ст. 15 ГК РФ и ст. 15 Закона о защите прав потребителей, компенсация морального вреда и возмещение убытков производится лишь при нарушении прав потребителей. В данном случае досудебные требования туриста о возврате денежных средств никак не будут связаны с нарушением его прав.

В связи с этим, оснований для компенсации дополнительных расходов туриста, и компенсации морального вреда на этапе предъявления заявлений о возврате стоимости поездки — не имеется.

Турист говорит агенту «верните мне деньги, а потом разбирайтесь с туроператором!» — прав ли турист?

Турагент действует за счет туроператора, а потому не обязан осуществлять возврат денежных средств за свой счет.

Исходя из систематического толкования положений статьи 1005 ГК РФ, статьи 9 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», устанавливающих работу турагента по поручению и за счет туроператора и ответственность туроператора за исполнение всех обязательств по договору, турагенты могут заявлять об отсутствии у агента — как лица осуществляющего деятельность за счет туроператора — обязанности делать возвраты за свой счет (а не за счет туроператора).

Давайте обратимся к тексту Статьи 14 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»: В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.

Таким образом, не только турист, но и турфирмы, имеют право потребовать изменений в договор. Следовательно, в случае возникновения в стране пребывания угрозы жизни или безопасности туристов туроператор или турагент вправе как минимум предложить туристу в добровольном порядке: изменить сроки совершения путешествия, изменить страну временного пребывания, предложить иные альтернативные изменения в договор.

Стоит отметить, что хотя де-юре закон предусматривает судебный порядок предъявления подобных требований, де-факто и туристы, и туроператоры в подавляющем большинстве случаев предъявляют такие требования во внесудебном порядке. Судебная практика также идет по пути признания права на предъявление и удовлетворение подобных требований без суда.

Потому, на сегодня можно говорить о фактически сложившейся практике внесудебного расторжения и изменения договоров в случае возникновения угрозы безопасности в стране временного пребывания.

Так же, стоит признать, что на сегодня существует определенный перекос в толковании госорганами и судами положений ст. 14 в пользу потребителей, а не турфирм.

Вывод напрашивается такой: турагент должен вернуть деньги туристу, но только после того, как их ему вернет туроператор. Но чаще, как говорилось выше в статье, стороны приходят к альтернативному, обоюдовыгодному согласию — не прибегая к помощи юристов и судебных органов.

Ваш эксперт

Идея канала - делиться с вами раз в 24 часа (один раз в сутки) одним туром (конкретным набором услуг с ценой и описанием), который выбирает вручную профессионал-эксперт, работающий на туристическом рынке более 20 лет.

Посмотреть все записи автора Ваш эксперт →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *